Цели:
познакомить учащихся с новым видом описания картины;
помочь увидеть пейзаж глазами художника и выразить свои
впечатления в сочинении-письме;
развивать творческую самостоятельность, умения излагать свои
мысли в письме;
воспитывать любовь к искусству.
Оборудование:
Портрет И.И. Бродского и его картины.
Учебник 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
Требования к сочинению-письму.
Презентация к уроку.
На доске предложение:
Его картины привлекают пронзительной правдой и щемящей душу
поэзией.
I. Организационный момент. Интрига.
1. Ученица читает отрывок из стихотворения "Осень” А.С.
Пушкина.
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(На слайдах появляются репродукции картин известных
художников).
Учитель комментирует.
2. Вопрос:
- Что объединяет стихотворение и картины? (Пейзаж, тема
осени).
II. Объявление темы урока.
III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику 7 класса.
Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию картины И.И.
Бродского на цветном вкладыше учебника.
IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и его творчеством.
1. Ученик рассказывает о художнике.
Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе
Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он
получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1902 годах занимался у
таких известных живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и К..К. Костанди.
В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах
которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника
– реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: "От Репина я воспринял его
отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”.
Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки
от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911). В эти годы
окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского.
2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского и его
картинах. (Картины на слайдах).
Уже студенческие работы молодого художника свидетельствовали
о его ранней творческой зрелости и привлекали к себе внимание любителей
искусства. Он много работал в жанре портрета и пейзажа. Уже во время учебы в
Академии художеств ярко проявилось дарование И. Бродского – пейзажиста.
Значительная часть ранних пейзажей И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он
перешел к работе по воображению. Великолепными образами пейзажиста являются
такие известные произведения: "На даче”(1906), "Золотая осень”(1907), "Сквозь
ветви”(1907). В картине "Сквозь ветви” художник совместил два пространственных
плана. На первом – кружевной древесный стол и ветки, на втором - безбрежные
привольные просторы. Мы любуемся каллиграфической четкостью прихотливого узора
ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не
лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства
картины. Не менее замечательны картины "Зима” (1919 – 1922), "Аллея парка” (1930 г). Главную задачу
художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в
определенное время дня и года.
Еще одна работа "Л.М. Бродская на террасе” (1908). Здесь
присутствует пейзаж, который написан в мягкой пастельной гамме. Умиротворенная
гармония образа женщины с природой создает определенное настроение.
Картина "Летний сад осенью” написана в 1928г., когда
художник достиг больших успехов в своем мастерстве.
3. Работа с предложением, которое записано на доске.
Вопрос:
- Как вы понимаете эти слова?
V. Формулируем цели и задачи.
Итак, наша главная задача – подробно описать картину И.
Бродского "Летний сад осенью” и написать о своих впечатлениях в письме другу.
VI. Построение сочинения.
Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это
письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо –
впечатление.
- Что будет составлять содержание письма?
- Вспомним, как строится письмо?
(Работа над основными требованиями к письму, вступлением и
заключением.)
Основные требования к построению сочинения - письма. (Лежат
на столах)
1. Вступление. Обязательное обращение к другу в начале
сочинения. (Добрый день,здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…). Не забудь
написать имя друга.
2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли, впечатления
точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
3. Концовка. (До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…).
Дата, укажи свое имя. Тон письма должен быть вежливым, доброжелательным.
VII. Работа над содержанием основной части сочинения –
письма.
Основная часть письма – это ваши впечатления от картины.
Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое
отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые
вызывает этот пейзаж.
- В каком стиле будем писать сочинение?
1. Определение темы:
- О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник?
Какой момент изображен на картине?
2. Определение основной мысли:
- Каков, по – вашему, замысел художника? Какое чувство
вызывает природа?
3. Цветовая гамма картины:
- В каких красках исполнена картина? Какие цвета
преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?
4. Описание картины:
- Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине.
Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый
материал.
Работа в группах.
1 группа. Аллея сада.
Задание:
Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.), используя в
описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в
помощь:
- Какими нарисованы деревья?
- Стволы деревьев, какими мы их видим?
- Какого цвета листья? Почему их мало?
- Цветовая гамма?
2 группа. Беседка.
Задание:
Составьте 5 -6 словосочетаний для описания беседки.
3 группа. Люди.
Задание:
Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания
людей? Вопросы в помощь:
- Чем они заняты?
- Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
- Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на
картине?
4 группа. Небо.
Задание:
Составить словосочетания, используя художественные средства
языка (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:
- Какое оно?
- Что вы можете еще сказать о небе?
- Какие краски использует автор для описания неба?
- Какую роль играет оно в картине?
Индивидуальные задания.
(3 стихотворения об осени – 3 ученика).
Задание к каждому стихотворению:
1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Ответить на вопросы:
- Какова тема стихотворения?
- Какое настроение звучит в стихотворении?
- Созвучно ли оно с настроением картины?
3. Выписать словосочетания, которые мы можем взять для
описания картины.
Тексты стихотворений.
1.
Осыпаются листья в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
(И. Бунин.)
2.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
3.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
(А.С.Пушкин.)
5. Впечатления от картины.
Вопросы:
-Какое впечатление производит картина?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж?
- Как пейзаж картины созвучен с твоим настроением?
- Какие чувства, желания появляются у вас от увиденного.
VIII . Творческий диктант.
Тона золотой осени, производит впечатление, лирически
задушевный пейзаж, чудесная пора, прекрасное и будничное, последние лучи
солнца, теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует душу, чувствовать
красоту природы, ощущение свежести, неповторимая красота осени, разноцветные
листья, радостное настроение, одетые люди, меняют наряд, искренность и красота,
земля покрыта листьями, любуются природой, отдыхают душой.
IX. Составление плана.
Примерный план.
1. Приветствие другу.
2. Картина И.И. Бродского "Летний сад осенью”. Впечатления
от увиденного на картине:
а) общее впечатление от пейзажа картины;
б) описание неба, деревьев;
в) своеобразие красок аллеи сада осенью;
г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня;
д) настроение, которое вызывает картина.
3. Прощание с другом.
X. Домашнее задание.
Написать сочинение- письмо по личным впечатлениям.
Упражнение 44.
Русский советский художник И.И. Бродский родился 25 декабря
1883 (6 января 1884) года в селе Софиевка Таврической губернии (ныне -
Запорожской области Украины), в семье мелкого торговца и землевладельца.
Мальчик с детства проявлял талант к живописи. С пяти лет он срисовывал из книг
и рисовал с натуры все, что попадалось ему под руку. Родители отправили
талантливого ребенка учиться в четырехклассную городскую школу Бердянска, а в
1896 году определили его в Одесскую рисовальную школу, которая вскоре
превратилась в Одесское Художественное училище при Академии художеств. Здесь
наставниками Исаака Бродского были Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г.А.
Ладыженский.
Образование в Одессе было закончено в 1902 году, в том же
году Бродский переехал в Петербург и был без экзаменов зачислен на первый курс
Петербургской Академии художеств в класс И.Е. Репина и Я.Ф. Ционглинского.
С первых лет обучения Бродский проявил особый интерес к
пейзажной и портретной живописи. От И.Е. Репина он воспринял манеру письма,
интерес к сюжетной картине. Бродский был любимым учеником Репина, самые теплые
отношения между ними не прерывались до последних лет жизни знаменитого мастера.
"От Репина, - говорил Бродский, - я воспринял его отношение к искусству,
любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни". Русская революция
1905-1907 годов отозвалась и в Академии, где проходили митинги с красными
флагами. На них студенты требовали демократизации внутреннего распорядка этого
высшего художественного заведения. Год 1905-й явился для творчества Бродского
поворотным; художник участвовал в революционном движении и создал ряд
направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических
журналов. В 1906 году он выполнил эскиз картины "Красные похороны".
По политическим причинам эскиз в Академии был отвергнут.
Бродского выбирают в Совет старост, но наступает полоса
реакции, и его вскоре как политически неблагонадежного исключают из училища. И
даже повторная сдача вступительных экзаменов не открыла перед ним двери
Академии, лишь заступничество Репина и ректора Академии В.А. Беклемишева
позволили Бродскому закончить ее.
Исаак Бродский окончил Академию в 1908 году, представив
программные картины "Теплый день" и "Портрет Л.М.
Бродской", написанные годом раньше. За "Теплый день" художнику
была присуждена Золотая медаль. По традиции, особо отличившиеся студенты
отправлялись за счет Академии продолжать учебу за границей. В 1909 году
Бродский на полгода едет во Францию, а затем много путешествует по Германии,
Испании и Англии. Из поездки он привозит первоклассные этюды и картины, такие
как, например, "Серый день" (1909). Его успехи были столь
значительны, что Совет Академии продлевает ему срок заграничной командировки и
отправляет его еще на полгода, на этот раз в Италию. В 1910-1911 годах Бродский
жил на итальянском острове Капри у М.Горького, выполнил его портрет. Итогом
поездки стали большие работы "Сказка", "Италия" (обе 1911).
Вернувшись из-за границы, И.И. Бродский участвовал на
выставках передвижников, Академии, Союза русских художников. Одаренный,
трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в искусстве.
В многочисленных картинах, преимущественно пейзажных, он использовал некоторые
приемы и мотивы живописи старых мастеров. В ранних пейзажах ("Теплый
день", 1908; "Опавшие листья", 1913; "Летний сад",
1916) чувствуется влияние символизма и модерна. Поэтика символизма и модерна
сочетается в его ранних вещах с культом изысканной, несколько салонной красоты.
На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики
("Сказка", 1911), позднее придерживался реальности ("Зима",
1913; "Опавшие листья", 1913). В этих работах Бродскому удалось
создать правдивый, проникнутый тонким поэтическим чувством, образ русской
природы. К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося
живописца. В это же время Бродский создал первые значительные портреты (Л.
Бурлюк, М. Горького, Ф. Шаляпина, И. Репина).
Предоставив в 1913 году на Международную выставку в Мюнхене
свою картину "Зима в провинции", он получает Золотую медаль.
Возвратившись на родину, Бродский интенсивно работает, радость жизни
переполняет молодого художника, его пейзажи и портреты нравятся и зрителям и
критикам. А.М.Горький писал художнику: "В творчестве вашем для меня самая
ценная и близкая мне черта - ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая
эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как "вечная сказка".
Художник много работает, его пейзажи и портреты, несущие
следы современного ему искусства, делают Бродского заметным, привлекают
изысканной красочностью, ювелирной линейной проработкой деталей, оптимизмом
поэтического мироощущения. Эта линия его творчества целиком укладывается в
русло европейского модерна, несколько салонного своей экзотичностью, повышенной
цветовой и графической изощренностью. Лучшие особенности его стилистики
проявились в пейзажных работах и портретах. В феврале 1917 года он рисует
портрет Керенского, а после октября 1917 года, повернув на 180 градусов,
начинает рисовать портреты большевистских лидеров. Для многих любителей
живописи творчество И.И. Бродского может показаться загадкой. Существуют как бы
два художника: молодой Исаак Бродский и мэтр советского искусства, первый
руководитель Всероссийской академии художеств Исаак Израилевич Бродский. На
самом деле Октябрьский переворот 1917 года был крутым изломом не только в
истории России, но и в судьбах многих россиян. Наверное, на многие вопросы
пришлось искать ответы и молодому, талантливому И. Бродскому. Что думал он при
этом - кто знает?
В первые годы Советской власти Бродский по инерции пишет
пейзажи. Лучшим из них, в котором выразилось особое пристрастие художника к
красоте северной русской природы, его стремление к большому стилю, стала
картина "Зимний пейзаж" (1918-1920). Она исполнена почти брейгелевского
размаха, пейзажный образ поражает монументальностью и поэтической силой. В
советский период творческие интересы Бродского существенно изменились.
Творческая и общественная активность художника, надежды на нечто справедливое
подталкивают его к новым темам в творчестве, новому содержанию создаваемых
произведений. Он становится официальным художником новой власти, подобно тому
как Ж.Л. Давид был официальным художником первой французской республики. В
полотнах Бродского начинают отражаться ключевые события молодого общества,
творящаяся на глазах история.
Октябрьская революция открыла в Бродском мастера масштабных
многофигурных полотен. В 1919 году он пишет картину "В.И. Ленин и
манифестация", первую в ряду портретов деятелей новой эпохи, а затем задумывает
цикл "Революция в России" - столь велик энтузиазм художника, ставшего
очевидцем великих событий. В этом цикле он хотел "посильно отразить
величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства
поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых
бойцах". Первой картиной этого цикла стало громадное (150 персонажей)
полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна" (1920-1924),
второй - "Расстрел 26-ти бакинских комиссаров" (1925). В арсенале
художника находятся и трагические краски, его метод обогащается историзмом,
художественная образность - документальностью. В процессе работы Бродский
изучает весь необходимый историко-иконографический материал, свидетельства
очевидцев, выезжает на места событий. Так, работая над картиной
"Торжественное открытие II конгресса Коминтерна", он выполнил сотни
портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и
коммунистического движения. Теперь эти мастерские графические портреты
представляют собой бесценный историко-художественный материал.
В 1920-е годы Бродский продолжал работу над образом В.И.
Ленина. На основе зарисовок и фотодокументов, им созданы картины: "В.И.
Ленин на фоне Кремля" (1924), "В.И. Ленин на фоне Смольного"
(1925), "В.И. Ленин на фоне Волховстроя" (1926), "Выступление
В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода" (1929) и др. Работа
над портретами Ленина была завершена картиной "В.И. Ленин в Смольном"
(1930). Эта картина сразу же после своего появления стала одним из самых
популярных произведений, посвященных образу вождя. Вдумчивое отношение к теме,
стремление документально запечатлеть обстановку, в которой работал В.И. Ленин,
обусловили тщательность исполнения и завершенность произведения. Эти масштабные
историко-революционные картины, портреты руководителей партии и правительства
широко использовались для массового тиражирования и пропаганды.
В 1920-е годы И.И. Бродский вошел в число наиболее активных
традиционалистов, боровшихся с "левым" авангардом за право монопольно
воплощать "революционные идеалы". Он впервые в советской живописи
разработал особый тип тщательно выписанной исторической картины, производящей
впечатление документальности. Фотографически точные, эти картины идеально
подходили для агитационной работы и считаются, наряду с официальными
портретами, классикой соцреализма.
Для того чтобы художнику была доверена такая почетная и
ответственная миссия - "запечатлеть для современников и потомков дорогой
для всего человечества образ великого Ленина", требовалось не только большое
профессиональное мастерство, но и большой художественный и общественный
авторитет. Ведь недаром А.В. Луначарский, первый нарком Советской республики по
делам искусств, выписывая Бродскому разрешение на рисование Ленина в его
кабинете с натуры, занес в мандат и такие слова: "этически и политически
вполне надежен". И многое в творческой биографии художника подтверждает
эти слова.
Около 1928 года И.И. Бродский начал работу над созданием
портретов И.В. Сталина. Кроме живописных портретов И.В. Сталина (1928, 1933 и
1937), художник создал серию графических портретов руководителя партии и
Советского государства (1933, 1934, 1937, 1938). Их отличает документальная
точность и высокое мастерство исполнения. В портрете "И.В. Сталин на
трибуне" (1933) художнику удалось "ярко запечатлеть волевой и
величественный образ И.В. Сталина".
Бродский осуществил также грандиозный труд по созданию серии
портретов выдающихся деятелей большевистской партии: К.Е. Ворошилова (1929,
1931), М.В. Фрунзе (1929), В.Р. Менжинского (1932), В.М. Молотова (1933), С.М.
Кирова (1934, 1935), В.В. Куйбышева (1935), А.А. Жданова (1935), Л.М.
Кагановича (1935), Г.К. Орджоникидзе (1936) и других. В 1929-1937 годах
Бродский неоднократно писал портреты А.М. Горького ("Горький среди рабкоров",
1929, и др.). Реалистический портрет Горького (1937), отличающийся
замечательным сходством, передает взволнованный образ великого пролетарского
писателя. Выполненный в реалистической манере, портрет этот по своей композиции
(бурное море на втором плане и парящий буревестник) сближается с далеко не
лучшими образцами утрированного романтизма и нарочитой патетики. Нужно
заметить, однако, что во все времена именно большие мастера и гении писали
портреты сильных мира сего (великий Веласкес большую часть жизни творил при
испанском дворе, а многие замечательные русские мастера изображали
отечественных монархов).
Правда, в эти годы И.И. Бродский создавал и другие картины.
Появились его замечательные пейзажи "Летний сад осенью" (1928),
"Аллея парка" (1930). И все же главными оставались не пейзажи, а
произведения, отличающиеся высокой идейностью - "Днепрострой" (1930),
"Демонстрация" (1934) и др. Бродский в своем творчестве, а равно в
общественно-художественной и педагогической работе выступал убежденным
сторонником реализма и решительным противником формализма.
Бродский стал одним из главных адептов социалистического
реализма. Он много работал над созданием образов советских вождей, кроме того,
он занимался реорганизацией художественного образования в СССР на основе
реалистической системы преподавания. Последние годы жизни художник отдал
педагогическому труду. С 1932 года он был профессором, а с 1934 года и до самой
смерти - директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его
учениками были А.И. Лактионов, Ю.М. Непринцев, Вл.А. Серов, В.М. Орешников,
П.П. Белоусов. В 1932 году один из главных "официальных", придворных
живописцев Кремля, автор обширной изобразительной Ленинианы, получил звание
заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Правящий режим щедро вознаградил Исаака Бродского за верную
службу: при жизни он первым среди художников получил орден Ленина (1934) и
возглавил только что созданную Всероссийскую Академию художеств. За
сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на
Михайловской площади (ныне музей-квартира) и множеством привилегий. Незадолго
до смерти И.И. Бродский стал доктором искусствоведения (1939).
В последние годы жизни Бродский создал картину "Тов.
К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке" (1937). В этом произведении, сочетающем
в себе лучшие стороны художественного дарования Бродского, "яркий и полный
жизни портрет К.Е. Ворошилова дан на фоне величественного русского зимнего
пейзажа". Документальная точность сочетается в портрете с эмоциональностью
и жизненностью образа. Бродский был очень популярен и прославлялся партийной
прессой, которая называла его "выдающимся мастером группового и
индивидуального портрета". Его картины занимали почетные места во всех
крупнейших художественных музеях, экспонировались на важнейших выставках. В
1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были
выставлены картины Бродского "Ленин на Путиловском заводе" и
"Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт".
Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Выдающийся
художник советской эпохи был похоронен на Литераторских мостках Волковского
кладбища. Посмертно (1940) вышла его автобиографическая книга "Мой
творческий путь". В центре Ленинграда, на площади Лассаля, дом 3 (ныне -
пл. Искусств) был создан музей художника, в его честь в сентябре 1940 года была
переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (в 1991 году ей было
возвращено прежнее имя).
В советскую эпоху творчество Бродского наполнилось глубоким,
передовым, идейным содержанием. В советское искусство он вошел как
художник-реалист, безоговорочно поставивший свое творчество на службу
революции, воспроизводивший события революционной действительности, образы
выдающихся деятелей большевистской партии и Советского государства. В многочисленных
живописных и литографских портретах И.И. Бродский запечатлевал партийных и
государственных деятелей. Произведения его воспроизводились несчетное число
раз, входя составной частью в фальсифицированную историю страны. Лучшее же, что
осталось после Бродского, - собранная им превосходная коллекция русской
живописи и графики XIX - начала XX веков, хранящаяся в его музее-квартире,
филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ. Слава этого художника
при жизни была оглушительной, а сегодня его имя мало знакомо любителям
живописи.
В обширной, богатой живописными, скульптурными и
графическими произведениями советской Лениниане особой известностью и любовью
пользуется одно внешне скромное полотно. Ленин изображен в небольшой комнате
Смольного, где еще сохранилась обстановка комнаты классной дамы бывшего здесь
недавно Дворянского института - мягкая мебель в строгих белых чехлах. Владимир
Ильич сидит у круглого столика. Он сосредоточен и утомлен напряженным,
изматывающим ритмом первых дней Октября. На коленях его блокнот, куда он быстро
заносит, может быть, тезисы доклада или обращения к народу, может быть, декрет
новой власти. Трудно оторваться от этой картины, столь, казалось бы,
неэффектной ни своим композиционным построением, ни красочным исполнением.