Пятница, 26.04.2024, 18:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Макарова Надежда Ивановна

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Хорошо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Внедрение современных инновационных педагогических технологий.



Авторские электронные уроки

Освоив методику создания электронных уроков, я разработала и апробировала электронные уроки по культуре речи «Формулы вежливости» и «Искусство быть вежливым» для учащихся 6 классов. Данное методическое пособие представляет собой уроки – общения, которые сопровождаются тестами самооценки. Уроки занимательны, необычны, пользуются у детей популярностью. Об этом свидетельствует рефлексия учащихся: «Уроки понравились. Хочется больше таких интересных уроков», «Мне кажется, после таких уроков становишься другим. Хочется говорить красиво, грамотно».

Электронные уроки необходимы в учебном процессе для реального обеспечения вариативного образования, но это далеко не единственный пример использования учителем информационных технологий. Мною также разработаны уроки-зачеты в форме компьютерных тестов для 8 класса по русскому языку. Тест состоит из теоретической и практической частей. Заканчивается занятие творческой работой.

Авторская методическая разработка «Мастерские в системе духовно-нравственного воспитания учащихся».

Одна из главных задач школы – духовно – нравственное развитие подрастающего поколения, развитие личности творческой, самостоятельной, независимой, свободной, способной на самореализацию, саморазвитие личности, умеющей сострадать, милосердствовать. Для решения этих задач мною разработана «Концепция духовно-нравственного развития личности на уроках литературы», предусматривающая достаточно гибкую, на мой взгляд, творческую форму урока, где «индивидуальность ребенка получает максимальный простор, где создаются все условия для проявления и развития творческих способностей, творческого потенциала». Ознакомившись много лет назад с данной технологией, я убедилась, что в опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы мастерских, и необходимо создать свою систему, выработать свой тип занятий. Это мне удалось. Принципы моей мастерской – равенство, свобода мысли, слова, уважение чувств, мнений рядом сидящих, отзывчивость. Последнее слово, чувство является ключевым на моих уроках литературы, так как отзывчивость идет на формирование других чувств: милосердия, сострадания, доброты, любви. Каждый урок  - мастерская – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель  в себе, для себя, в другом, для другого. Цели таких занятий наряду с вышеназванными – развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, чувства музыки, цветового восприятия.

Мастером на моих занятиях бывает не только учитель литературы, но и учитель права, истории, русской национальной культуры, психолог. Интегрированные мастерские – возможность соединить творческую свободу, глубокие разносторонние знания, способность к самореализации.

При всём разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса, которого я придерживаюсь на своих уроках: сначала – индуктор, начало, мотивирующее деятельность, это психологический толчок к дальнейшему творческому процессу. На уроке – мастерской «Ой, да ночь перед рождеством» индуктором стало вначале художественное чтение отрывка из повести Н.В. Гоголя («Последний  день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…), а затем и инсценировка отрывка из того же произведения. Такое начало создает определенный настрой, пробуждает интерес к предстоящей работе. Поэтому важно отобрать красивую музыку, соответствующую тематике урока, найти стихи, трогающие сердце и душу ребенка. Стихотворением С. Есенина я начинаю всегда мастерскую «Верь в великую силу добра» по рассказу А. Платонова «Юшка»:

Шел Господь пытать людей в Любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидел дед нищего дорогой,

На тропинке с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать, от холода качается, болезный.

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На пожалуй… маленько, крепче будешь».

 

Вопросы, следующие за стихотворением, - это переход к новому этапу работы: Какого литературного героя напоминает старый дед из стихотворения С. Есенина? В чем сходство между героями произведений? Как мы называем это качество в людях: готовность помочь кому-либо, простить кого-либо из сострадания, человеколюбия?

Следующий этап – работа с материалом, информацией, ситуацией. Здесь идет активизация познавательного интереса. Первым шагом данного этапа часто становится групповая работа по анализу текста, фрагментов эпизодов произведения, это диалог, представление всем промежуточного результата своего труда. У каждого своя цель, свои правила, свой маршрут. Вопросы, предлагаемые для обсуждения, предполагают творческое решение поставленных задач: «В чем смысл названия произведения? Почему паруса у Грина «алые», а не «белые»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это название?» («Ребята, надо верить в чудеса» по произведению А. Грина, 7 класс). В центре разговора в данной группе оказывается слово «алые» (у многих это цвет любви, нежности, чистоты, это «таинственная музыка любви, надежды, веры»).

Группе историков поручается в ассоциативных словах передать атмосферу времени, изображенного на страницах повести Б. Васильева «Завтра была война» (мастерская «Такими были наши дали», 10 класс). Художники рисуют портрет довоенного времени, образ Родины в восприятии подростка той поры, ее символы, общую мечту 9 «Б» класса, надежды, устремления отдельных героев повести. Психологи, опираясь на текст повести, рассказывают о роли семейного и школьного воспитания в формировании личности подростков предвоенного времени. Музыканты передают в музыке атмосферу того времени, а также характеры главных героев произведения Искры, Артема, Вики. Исходя из правовых знаний и отношения к действующим лицам, группа юристов готовит обвинительную речь и защиту героев повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» («Наедине с совестью», 11 класс).

В сообщениях ребят излагаются результаты групповой работы, выявляется позиция, мнения всех участников коллектива.

Получают учащиеся и задания иного характера – прослушать музыкальные фрагменты, выбрать один, наиболее точно передающий настроение, содержание отрывка, сцены из произведения. Звучит отрывок в музыкальном сопровождении.

Развитию ассоциативного мышления способствуют следующие виды заданий: охарактеризуйте предложенные даты, связанные с жизнью А.С. Пушкина, с помощью смысловых ассоциаций. Самые яркие ассоциации, поразившие даже психологов, ставшие настоящим открытием, постижением главного, сокровенного, связаны с 6 июня 1799 года: «рождение звезды», «рождение Христа, исцеляющего души поэзией», «раскрывшийся цветок», «светило», «первый подснежник», «роза на каменистой почве» («Где жизнь, там и поэзия» по творчеству А.С. Пушкина, 9 класс).

 Завершающий этап – творческая работа. У каждого участника мастерской появляется возможность продемонстрировать окончательные результаты своего труда. Это кульминационный момент занятия. Ребята пишут мини-сочинения, эссе, готовят плакаты, иллюстрации, выражая свое эмоциональное восприятие в цвете. На компьютерах создают музыку, пишут стихи, песни, обращения. Придумывают конец повести, рассказа:

- Каким полетом воображения украсил А. Грин вашу душу? Каким вам открылся мир, окружающий нас, после этого урока, после встречи с «Алыми парусами»?

- Какого цвета этот мир? Какого цвета ваша мечта? Какой цвет у судьбы?

- Напишите прощальное письмо с фронта от имени одного их героев повести Б. Васильева.

- С какими самыми заветными словами обратились бы ваши ровесники к вам, потомкам.

Составьте завет потомкам от учащихся 9 «Б» класса.

Это только небольшой перечень заданий.

Презентация работ – очень яркий, эмоциональный этап работы.

Выслушиваем размышления, впечатления всех детей, времени на данный этап отводится максимум. Каждый выступает в своей номинации, пассивных слушателей, поглотителей информации тут не бывает. Особое внимания уделяю творчеству учащихся. Их творческие работы, мы публикуем на страницах газеты «Гимназист», на страницах местных газет, в гимназических сборниках, оформляем выставки рисунков, отправляем рисунки на заочные Российские конкурсы.

Какова же результативность моих мастерских? После таких уроков каждый, я думаю, понимает, зачем берет в руки книгу, как нужно читать, осознает, что чтение необходимо для самосовершенствования. Тестирование, проведенное психологом, рефлексия детей показывает интерес к данной технологии: «Такие уроки делают нас лучше, чище». Эти уроки помогают мне не стеснятся, быть откровенным. «За плохой ответ меня не ругают», «Мне легко, свободно на мастерских». О достижениях можно судить и по научным работам, выполненным на высоком уровне, результатам олимпиад, результатам выпусков, поступлений в высшие учебные заведения учащихся. Самое главное – на таких уроках совершается просветление души ребенка, совершается некая эстетическая литургия.

Категория: Мои статьи | Добавил: Tror (10.04.2012)
Просмотров: 799
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Стихи
Праздники сегодня
Праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz